Плюсы и минусы пунктов выдачи заказов (ПВЗ)

В последнее время небывалой популярностью пользуются ПВЗ. Некоторые представители интернет-магазинов и курьерских компаний заявляют, что довольно скоро данный тип вручения заказов вытеснит курьерскую доставку.

В данной статье хотелось бы раскрыть преимущества и недостатки использования ПВЗ, дать некоторые рекомендации интернет-магазинам и донести информацию о том, что не так уж заманчивы перспективы вытеснения адресной доставки.

Какие заказы в большинстве случаев удобно отдавать в ПВЗ для вручения покупателям интернет-магазинов?

В 1-ю очередь – это мелкогабаритные и нетяжелые заказы (до 2 кг), которые удобно забрать самостоятельно.

Во 2-ю очередь – это заказы с невысокой стоимостью, примерно в пределах 500-2000 руб, на фоне которой стоимость курьерской доставки может казаться довольно ощутимой. Самовывоз, как правило, раза в 2 дешевле и магазин в ряде случаев может взять оплату данной услуги на себя, предложив своим покупателям бесплатный самовывоз, что бесспорно будет являться его конкурентным преимуществом.

К плюсам ПВЗ можно отнести также следующее:

  • количество и расположение ПВЗ (компании, предоставляющие ПВЗ, стремятся охватить все районы города и предоставить услуги самовывоза в шаговой доступности от метро),
  • нет привязки ко времени присутствия на месте (адресная доставка, как правило, производится в пределах 3-х часового и более временного диапазона и покупателю нужно находиться на месте),
  • спокойствие (некоторые покупатели не любят, когда в их дом заходят незнакомые люди, а курьеры как раз таковыми являются).

Теперь о минусах ПВЗ:

  • огромнейший минус – это высокий процент невыкупа заказов (при курьерской доставке он гораздо меньше). Связано это с тем, что у покупателя есть в распоряжении довольно большой промежуток времени (5-7 дней) для выкупа заказа. За это время довольно часто покупатель может передумать, найти дешевле, потратить деньги, которые запланировал на покупку. Особенно это касается товаров импульсного спроса. Для таких товаров необходимо предлагать доставку, причем максимально быструю.
  • тяжелые и габаритные заказы (забирать самостоятельно более тяжелые заказы – это либо неудобство в довозе до дома/офиса, либо - все прелести поиска парковки у метро или в центре города, т.к. подавляющее количество ПВЗ ориентировано на покупателей, использующих общественный транспорт).

Как бороться с невыкупами?

По нашим данным процент невыкупа колеблется от 5 до 30 в зависимости от категории товара и его уникальности.

Для сокращения процента невыкупа можно использовать следующие инструменты:

  • помимо оповещений компании, предоставляющей ПВЗ, контролировать время нахождения заказа в ПВЗ и дополнительно напоминать о необходимости забрать заказ через смс-сообщения, электронную почту, телефонный звонок,
  • брать предоплату с получателя, равную части или полной цене заказа (данный способ может оттолкнуть часть покупателей, но магазин может использовать систему небольших бонусов для клиентов, выбирающих предварительную оплату).

В любом случае, магазину необходимо считать прибыть и убытки при разных вариантах оплаты и доставки заказов. Может получиться так, что введенная предоплата снизит прибыль, несмотря на прекращение потерь из-за возврата невыкупленных заказов.

Исчезнет ли курьерская доставка? Вопрос спорный. Вообще дистанционная торговля предполагает помимо более низкой цены на товар также удобство в получении. Реалии Российского бизнеса практически превратили он-лайн торговлю в оф-лайн. Это связано со стоимостью курьерской доставки, с необходимостью оплаты при получении товара (подавляющее большинство покупателей предпочитают сначала увидеть и осмотреть товар, прежде чем платить), со сложностью системы возвратов. Таким образом получается, что покупателю необходимо лично принимать свой заказ для того чтобы осмотреть его, выбрать подходящие товары и оплатить. Ведь если бы этого всего не нужно было делать, то время перестало бы играть существенную роль для адресной доставки.

С ростом доверия к товарам, купленным он-лайн, все больше платежей будет совершаться до получения заказов. А если магазины упростят систему возврата неподошедшего товара (в сегменте одежды, например, без этого никак не обойтись), то приблизят это время, тем самым избавив себя от расходов на возврат невостребованных заказов. Курьерские компании, кстати, предоставляют услугу приема неподошедшего товара и отправки ее обратно в магазин (максимум, что нужно сделать покупателю – это принести неподошедшую вещь в ПВЗ своего города или вызвать курьера). Магазин напрямую возвращает деньги покупателю за минусом расходов на возврат, если об этом была договоренность с покупателем. И делать это можно мгновенно после подтверждения курьерской службой факта приема товара у покупателя.

Что же касается цены доставки, то она всегда будет немного дороже, чем самовывоз из-за дополнительных затрат на зарплату курьера.