Схема взаимодействия с курьерской службой

Чтобы своевременно произвести курьерскую доставку для интернет-магазинов нужно иметь в наличие достаточное количество информации. Курьерской службе необходимо получить сведения об адресе, контакте получателя, товаре, его цене, дате и времени доставки. Данная информация подается в виде заявки, форму которой разрабатывает и предоставляет курьерская служба. У каждой курьерской службы собственный вариант шаблона заявки.

Варианты подачи заявки:

  • первобытный и самый неудобный – когда заявка заполняется в формате exel и отправляется по эл.почте в курьерскую службу. Неудобный потому что, во-первых, заявка может не дойти или попасть в СПАМ и быть пропущенной. Во-вторых, поскольку связь односторонняя, магазин точно не знает, дошла ли заявка и производятся ли по ней какие-то действия. Магазин узнаёт, доставлен ли был его заказ, когда получает финансовый отчет от курьерской службы, т. е. примерно через неделю.

Этот способ, конечно же, уже изживает себя, но еще встречается. Причем неважно, молодая организация или нет. Случается, что крупные давно работающие компании до сих пор используют этот метод, а бывает, компания только вышла на рынок, а у нее уже приемлемое программное обеспечение. Связано это с тем, что на рынке нет универсальной программы, которая могла бы подойти любой курьерской службы и каждая курьерка пишет свое программное обеспечение под собственные бизнес-процессы. А это долго, дорого и сопряжено с изрядным количеством нестыковок и ошибок при внедрении, которые заранее невозможно предусмотреть.

  • стандартный – заявка заполняется вручную на сайте курьерской службы (каждому магазину выделяется собственный аккаунт – личный кабинет).
  • продвинутый – когда заявки на сайте курьерской службы есть возможность подать не только вручную, но и используя API-интеграцию (программный модуль магазина напрямую подключается к системе курьерской службы через сформированный ею протокол запросов, т. е. заявки можно подавать напрямую из ПО магазина нажав на одну кнопку типа «отправить»). Для подачи заявок посредством API-интеграции необходимо, чтобы специалист магазина (программист) проверил возможность добавления протокола запросов курьерской службы в ПО магазина и добавил их.
  • супер—продвинутый, когда магазину предоставляется готовый модуль для интеграции с ПО курьерской службы, написанный под конкретную платформу, на которой он работает. Данное решение является самым быстрым и простым способом подключения к системе курьерской службы. Обычно предоставляется крупными курьерскими компаниями, т. к. таких модулей нужно разработать несколько под самые популярные платформы и затраты на их внедрение высоки.

Курьерские службы, которые принимают заявки через личные кабинеты пользователей, предоставляют обратную связь в виде информации о состоянии заказов (статусы). Это происходит либо в режиме онлайн, либо по окончании рабочего дня курьеров, либо на следующий день. Очень хорошо если сотрудники курьерской службы указывают причины отмены заказов и отказов от них (отмена - это когда получатель отказался от получения заказа до его вручения, отказ – когда получатель не выкупил ни одного товара из заказа).

Статусы заказов являются показателями того как хорошо работает курьерская служба и насколько корректно отрабатывает свою часть магазин. Если много отказов по причинам, связанными с товаром (не тот цвет, размер, качество), – это вина магазина. Если отмены и отказы происходят по желанию покупателя без объяснения причин, то здесь может быть вина курьерской службы. Чтобы это выяснить, необходимо уточнять причины отмен и отказов непосредственно у покупателей. Также причинами отмен может быть некорректное информирование покупателя магазином об условиях доставки (например, магазин обещает доставку в неверный диапазон времени).